Спрос и предложение в сфере страхования грузов
adc-tehnika.ru,
12 ноября 2010 г.
Проблемы страхования грузоперевозок в России или Почему надежда на «авось» ведет к убыткам 7042 просмотра
Согласно исследованиям современного рынка страхования грузов в России доля застрахованного грузооборота не превышает 20%.
Между тем страхование груза остается одним из наиболее эффективных способов снижения рисков при перевозках. Для сопоставления: показатель объема застрахованных грузов в Европе достигает 85 %.
На первый взгляд, к принятию отрицательного решения по вопросу страхования груза руководство отечественных предприятий подталкивают многие факторы. Свои коррективы в развитие рынка страхования грузов в России внес и финансовый кризис, заставив многие компании ради выживания сократить свои расходы по этой статье. Однако такая политика предприятий очень рискованна, ведь при повреждении, хищении или гибели груза убытки могут быть весьма существенны.
Журнал «АДС Техника» пригласил к обсуждению проблемы страхования грузоперевозок в России специалистов страхового дела. Своей точкой зрения на ситуацию, сложившуюся сегодня на рынке страхования грузов, с читателями нашего журнала поделились начальник отдела андеррайтинга Управления страхования грузов Департамента транспортного страхования компании РОСГОССТРАХ Людмила Соколова, директор департамента страхования транспортных и морских рисков компании «АльфаСтрахование» Елена Лукьянова, начальник отдела транспортного страхования ООО «СК «Согласие» Игорь Новиков, начальник отдела страхования грузов РОСНО Дарья Туркина и начальник отдела страхования сырьевых грузов ОСАО «Ингосстрах» Роман Голубев.
Провальные надежды
- Относительно небольшой процент перевозимых грузов сегодня застрахован, – констатирует факты директор департамента страхования транспортных и морских рисков компании «АльфаСтрахование» Елена Лукьянова. - И если при экспортно-импортных операциях страхование грузов считается почти нормой, только страхуются грузы чаще в иностранных страховых компаниях иностранными контрагентами, то, к сожалению, внутрироссийские перевозки остаются в большинстве случаев вообще без страховой защиты.
- На снижении объема страхования грузоперевозок сказался и финансовый кризис, - добавляет начальник отдела транспортного страхования ООО «СК «Согласие» Игорь Новиков. - Оптимизируя свои затратные статьи по поставкам в связи с кризисом, многие потенциальные страхователи в первую очередь отказываются страховать груз. В целом в подавляющем большинстве случаев в России страхуют импортно-экспортные перевозки. Очень часто страхуют грузы, которые легко похитить и сбыть на любом рынке (продукты питания, косметика, бытовая техника и т.п.). В обязательном порядке страхуются грузы, перевозимые по воде. Ни один капитан не примет на борт незастрахованный груз. В остальных же случаях страховки скорее исключение, чем правило транспортировки.
- Тем не менее, по сравнению с концом 2008 – 2009 годом заметны положительные сдвиги, - отмечает начальник отдела страхования грузов РОСНО Дарья Туркина. - Повышается объем экспортно-импортных и внутрироссийских перевозок, увеличиваются продажи грузового автотранспорта. Если в 2009 году многие транспортные компании замораживали деятельность, выводили из эксплуатации часть парка транспортных средств, сейчас ситуация изменилась на противоположную. Все это говорит о том, что рынок оживляется, и можно отметить тенденцию к росту.
- Несмотря на то, что рынок развивается, ситуация ещё далека от совершенной, - считает начальник отдела андеррайтинга Управления страхования грузов Департамента транспортного страхования компании РОСГОССТРАХ Людмила Соколова. - Одной из причин невысокого спроса на страхование грузов со стороны грузовладельцев и транспортных организаций можно назвать неумение, а возможно, и нежелание или отсутствие должного опыта полноценно просчитывать «экономику» собственного бизнеса, в частности, неспособность адекватно оценить потенциальные риски, связанные с транспортировкой, рассчитать (совместно со страховщиком) затраты на обеспечение страховой защиты.
- Причинами столь низкой активности субъектов коммерческой деятельности являются отсутствие должного уровня страховой культуры, выражающееся в непонимании целей и социальной функции института страхования, надежде на традиционное российское «авось», отсутствие достаточных свободных средств, стремление к экономии и оптимизации финансовых издержек, - уверен начальник отдела страхования сырьевых грузов ОСАО «Ингосстрах» Роман Голубев.
- У многих собственников до сих пор бытуют «советские» представления о рисках и о страховании: никто ни за что не отвечает, никто ни за что не платит, и авось ничего не случится, - говорит директор департамента страхования транспортных и морских рисков компании «АльфаСтрахование» Елена Лукьянова. - Например, с точки зрения сохранности грузов во время перевозки, многие грузовладельцы полагают, что все возможные убытки им должны возместить транспортные и экспедиторские компании и, кроме того, что они это непременно сделают. Наша задача – объяснить, чем это представление отличается от действительности.
Психологию грузовладельцев, заключающуюся в том, что перевозчик за все отвечает, поэтому страховать грузы нет необходимости, отчасти обуславливает установленная нашим законодательством ответственность транспортных и экспедиторских компаний за груз в размере его полной стоимости. За рубежом, согласно законодательству других стран, да и международным конвенциям, эта ответственность ограничена по сумме, в размере определенной величины за килограмм перевозимого груза. Подобный подход позволяет, во-первых, точно оценить риски, связанные с ответственностью перевозчика за груз, а значит – назначить адекватную цену за это страхование, сделав его реальным и доступным, а во-вторых, ориентировать грузовладельца на страхование груза по его действительной стоимости, чтобы была возможность покрыть всю сумму ущерба, а не его часть. У нас же закон декларирует эту ответственность, не подкрепляя ее никакими гарантиями. Это значит, что суд вынесет решение взыскать сумму ущерба с перевозчика, а будет ли у него возможность и желание исполнить решение суда, зависит от сознательности перевозчика и размера суммы.
- К сожалению, сегодня большинство компаний, не смотря ни на что, планируют затраты на страхование в последнюю очередь, - говорит начальник отдела страхования грузов РОСНО Дарья Туркина. - Грузовладельцы при этом рассчитывают в основном на “классические” алгоритмы: собственные фонды компенсации убытков (которые подлежат налогообложению) и на возмещение убытков транспортными компаниями. Транспортные операторы полагаются на свои фонды, на юридические механизмы освобождения от ответственности и на возможности иных договоренностей с заказчиками. Однако такого рода инструменты в ряде случаев неэффективны и дают сбои: фонда может не хватить, судебные издержки могут быть неоправданно высокими, а заказчики в тяжелое время гораздо реже идут на «договоренности». В итоге страхование становится одним из наиболее эффективных инструментов управления рисками как для грузовладельцев, так и для транспортных компаний.
Особенности страхования грузоперевозок в России
Основные принципы страхования грузов едины в разных странах, ведь суть данного вида страхования – обеспечение страховой защиты грузов на период транспортировки его из пункта отправления в пункт назначения – остается неизменной. Однако, естественно, страхование грузоперевозок в России имеет свои особенности.
- Мы – все российские страховщики – «выросли» из Оговорок Лондонских страховщиков, которые в международной практике остаются базовыми и основными условиями по страхованию грузов, - объясняет начальник отдела андеррайтинга Управления страхования грузов Департамента транспортного страхования компании РОСГОССТРАХ Людмила Соколова. - Правила страхования грузов, по которым работают страховщики в России, базирующиеся на Оговорках, составлены с учетом российского законодательства и российской специфики. Тем не менее, необходимо понимать, что страхование грузов – это уникальный вид страхования, где каждый договор является нетиповым.
- Самым востребованным вариантом страхового покрытия остается «С ответственностью за все риски», - считает директор департамента страхования транспортных и морских рисков компании «АльфаСтрахование» Елена Лукьянова. - Само название, по мнению страхователя, гарантирует для него полноценную защиту. В этом случае, необходимо, во-первых, внимательно читать пункт об исключениях, а во-вторых, прислушиваться к совету страховщика или брокера при выборе условий. Бывают случаи, когда незачем переплачивать лишние деньги за те риски, которые либо никогда не сработают, либо для данного вида груза являются не страховыми.
- Что касается специальных программ в страховании грузов, то существуют и объективные потребности рынка, - поясняет начальник отдела андеррайтинга Управления страхования грузов Департамента транспортного страхования компании РОСГОССТРАХ Людмила Соколова. - Например, в связи с активизацией коммерческих связей (особенно сейчас в так называемый посткризисный период) интересным сегментом становится страхование коммерческих выставок – начиная от страхования самих выставочных экспонатов (на период как транспортировки, так и экспонирования – так называемое страхование «от гвоздя до гвоздя»), и заканчивая страхованием непосредственно выставочного оборудования. Для крупных торговых сетей, компаний по доставке товаров потребителю, компаний-перевозчиков, работающих в пределах города, в связи с наличием спроса разработана программа страхования внутригородских грузоперевозок. Ее основные преимущества – упрощенная система документооборота, оперативность принятия решений (что особенно актуально, учитывая краткосрочность внутригородских перевозок). Также существуют специально разработанные программы для перевозок опасных грузов (в них оговорены соответствующие объемы покрытия, перечень рисков и т.д. с учетом специфики перевозок такого рода грузов), по страхованию перевозимых автомобилей.
- В целом в работе с партнерами, деятельность которых связана с внутрироссийскими перевозками, безусловно, приходится учитывать существующую специфику, связанную с требуемыми условиями страхового покрытия, исходя из реально существующих рисков при перевозках различными видами транспорта, особенностями организации логистического процесса, работы с транспортными операторами и торговыми контрагентами, - говорит начальник отдела страхования сырьевых грузов ОСАО «Ингосстрах» Роман Голубев.
Новый подход
Несмотря на сложное развитие рынка страхования грузоперевозок, опыт и профессионализм многих страховых компаний в этом секторе растет, а высокая конкуренция обеспечивает стремление работать оперативно, четко и надежно – с учетом реальных интересов и индивидуальных потребностей страхователя.
- Изменение ситуации на рынке в аспекте данных вопросов налицо, в особенности, под влиянием факторов и последствий экономического кризиса, которые стали причинами таких тенденций, как ужесточение конкурентной борьбы между страховщиками за клиента, усиление диктата страхователя по отношению к страховщику при обсуждении условий страхового покрытия и размера тарифов и т.п., - комментирует ситуацию начальник отдела страхования сырьевых грузов ОСАО «Ингосстрах» Роман Голубев. - Это определяет и подходы ведущих страховых компаний к совершенствованию систем продаж и андеррайтинга, исходя из приоритетов, связанных с развитием портфеля страхователей путем предложения наиболее конкурентных условий, увеличением сбора премии при одновременном улучшении технического результата.
- За последние годы подход страховых компаний к страхователям очень изменился, – считает начальник отдела транспортного страхования ООО «СК «Согласие» Игорь Новиков. - Часто предприниматель не имеет в своем штате опытного транспортника, знающего рынок перевозок и страхования. Для него организация перевозок начинается с элементарного поиска транспортной компании с минимальными тарифами. В такой ситуации именно страховщик может познакомить с вариантами условий поставки, перевозки, предложить проверенных экспедиторов и перевозчиков, охранное агентство, объяснить, на что нужно обратить внимание при подписании договора на оказание услуг, при каких условиях клиенту нужно страховать груз, а при каких эта обязанность ложится на его партнеров. Страховщик, используя свои наработки и опыт урегулирования убытков со многими перевозчиками, имеет возможность также подключать для консультации юристов страховой компании. Таким образом, сотрудничество страховщика и клиента перерастает в партнерские отношения, обеспечивая долгосрочное взаимодействие. Кроме того, сегодня страховщики предлагают своим клиентам комплексное страхование (по многим видам страхования). Это снижает затраты на страхование, т.к. страховые тарифы будут ниже, чем при страховании по одному виду. Наряду с этим, для упрощения документооборота заключаются Генеральные договоры страхования. Одной из современных тенденций страхового рынка стало предоставление скидок по страхованию не только самой организации, но и ее служащим в случае длительного стабильного сотрудничества по нескольким видам страхования.
- В настоящее время добросовестные страховщики стараются добавить в свой продукт элементы дополнительного сервиса, - рассказывает директор департамента страхования транспортных и морских рисков компании «АльфаСтрахование» Елена Лукьянова. - Это могут быть консультационные услуги по оформлению контрактов и договоров купли-продажи, построению схем взаимодействия с поставщиками и партнерами, минимизации потерь и т.д. По согласованию можно включить оформление сопутствующей документации, выполнение за страхователя ряда его функций, связанных с перевозками и страхованием, осуществление осмотра груза и средств транспорта независимыми экспертами/сюрвейерами, проверку надежности партнеров (перевозчиков, экспедиторов), охрану и сопровождение грузов, прямое взаимодействие с партнерами страхователя (поставщиками, дилерами, филиалами) и т.д.
Осторожно, несостоятельный страховщик!
Потенциал развития рынка страхования грузоперевозок велик. Однако пока не все страховщики ведут бизнес одинаково добросовестно.
- Крайне негативное воздействие на рынок в целом оказывает стремление некоторых страховщиков к неоправданному демпингу, отходу от профессионализма при оценке рисков, участию в «схемных» проектах ради достижения сиюминутного результата, - считает начальник отдела страхования сырьевых грузов ОСАО «Ингосстрах» Роман Голубев.
- Так как страхование грузов считается низкоубыточным видом страхования, то некоторые страховщики переоценивают его привлекательность и принимают решение брать клиента "любой ценой". Клиент поначалу остается в выигрыше, но потом "неожиданно случаются убытки". И только потом выясняется реальный объем приобретенной за бесценок страховой защиты, - добавляет директор департамента страхования транспортных и морских рисков компании «АльфаСтрахование» Елена Лукьянова.
- Необходимо отметить, что уровень страховой культуры в стране таков, что первоочередным вопросом большинства страхователей является цена, а вернее «дешевизна» полиса, - добавляет начальник отдела андеррайтинга Управления страхования грузов Департамента транспортного страхования компании РОСГОССТРАХ Людмила Соколова. - При этом страхователь зачастую не уделяет должного внимания объему покрытия (от чего и на каком этапе будет застрахован груз), основным исключениям из покрытия, порядку заявления претензий в страховую компанию, перечню необходимых для выплаты документов. Как следствие – только при наступлении страхового события, страхователь начинает вникать в детали, и многое – как, например, перечень застрахованных рисков, обязанность предоставить тот или иной транспортный документ, оформить вовремя претензию перевозчику и т.д. – становится для него открытием. Поэтому ещё до начала страхования страхователю необходимо прояснить у страховщика все существенные моменты, при этом роль страховщика – по определению более опытного в данной сфере, нежели страхователь – не должна сводиться только к выдаче Полиса.
На мой взгляд, основной признак профессионализма страховщика – это стремление выяснить истинные потребности страхователя, разработать индивидуальные условия страхования, выработать специальную программу, пусть даже она не будет самой «дешевой», зато оптимальной для страхователя. Зачастую необоснованно низкий тариф (иногда обусловленный недобросовестной конкуренцией) может свидетельствовать о неспособности страховщика адекватно оценить потенциальный риск и впоследствии грамотно урегулировать убыток.
Здоровое страхование при здоровой экономике
Постепенно развивающийся российский бизнес, в том числе – транспортный и сопутствующий ему, начинает обретать все более цивилизованные формы. Логично предположить, что это будет способствовать в будущем повышению спроса на рынке услуг страхования грузов. Однако на пути развития рынка страхования грузов в России стоит ряд проблем.
- Основные проблемы в сфере страхования грузов являются следствием проблем самого транспортного рынка РФ – его «непрозрачности», отсутствия реальной статистики по грузоперевозкам и в масштабах страны, и при международных поставках (вследствие проведения «серых» схем при перевозках и растаможивании грузов), наличия огромного количества недобросовестных перевозчиков, отчасти устаревшего парка транспортных средств (особенно в регионах), состояния как федеральных дорог, так и дорог местного значения, - считает начальник отдела андеррайтинга Управления страхования грузов Департамента транспортного страхования компании РОСГОССТРАХ Людмила Соколова.
- Еще одним камнем преткновения на пути развития рынка страхования внутрироссийских перевозок зачастую является ненадлежащее ведение нормативного документооборота, - говорит директор департамента страхования транспортных и морских рисков компании «АльфаСтрахование» Елена Лукьянова. - Например, не всегда оформляется даже такой базисный документ, как товарно-транспортная накладная (ТТН). В результате невозможно доказать ни факт перевозки, ни факт повреждения груза, ни соответствие перевозки общим условиям договора страхования. Также невозможно обеспечить страховой компании право суброгации по отношению к виновному или ответственному лицу, что тоже может быть поводом для отказа в выплате возмещения.
- Объем рынка страхования грузов СЗФО до 2008 года без учета кэптивного страхования достигал 400 – 500 млн. рублей в год, - опирается на статистику начальник отдела страхования грузов РОСНО Дарья Туркина. - Наиболее динамично развивался сектор страхования автоперевозок. Темп роста до кризиса составлял около 15 % в год. Динамика рынка может вернуться на прежний уровень в том случае, если грузопоток увеличится, как минимум, до показателей 2007 года. При этом следует отметить, что, в отличие от других сфер, рынок страхования грузоперевозок не достигнет минусового значения, поскольку ввоз и потребление импортных товаров различных категорий по-прежнему остается актуальным направлением для российской экономики.
- Конечно, до докризисных объемов еще очень далеко, - уверен начальник отдела транспортного страхования ООО «СК» Согласие» Игорь Новиков. – Сегодня банки выдают предприятиям кредиты под достаточно высокие проценты. Отсюда небольшие темпы развития бизнеса, следствие – мало заключенных контрактов и еще меньше экспортно-импортных поставок и перевозок, а значит, небольшие объемы страхования грузов. К тому же страхование грузов относится на себестоимость, а это влечет увеличение нагрузки на конечного покупателя, который во время кризиса очень ограничен в материальных средствах. Объемы страхования грузов увеличатся, когда стабилизируются банковская система, финансовая устойчивость, а также увеличится благосостояние граждан и предприятий.
- На наш взгляд, прогнозируемые многими аналитиками стабилизация экономики и связанный с этим рост грузооборота не станут бесспорными факторами развития рынка, в то же время нами ожидается постепенное сдержанное развитие рыночных страховщиков, не связанных с кэптивным и «схемным» бизнесом, - комментирует Роман Голубев, начальник отдела страхования сырьевых грузов ОСАО «Ингосстрах». - Основными мотивами данного роста должны стать улучшение финансового состояния субъектов коммерческой деятельности, рост уровня их страховой культуры, деятельность госструктур, направленная на пропаганду и популяризацию страхования как реального механизма защиты интересов грузовладельца.
Подготовила Светлана ЯКОВЕНКО.
Наиболее крупные выплаты компании РОСГОССТРАХ за последние 3 года
Пропажа автомобилей с алкогольной продукцией (7 страховых случаев)
|
5,6 млн. руб.
|
Повреждение автомобилей в процессе морской перевозки
|
12,0 млн. руб.
|
Смытие контейнера за борт судна
|
6,7 млн. руб.
|
Повреждение оборудования при перевозке
|
5,3 млн. руб.
|
Недоставка части груза
|
3,4 млн. руб.
|
Повреждение автомобилей при перевозке
|
1,4 млн. руб.
|
Повреждение оборудования при выгрузке
|
1,2 млн. руб.
|
Вся пресса за 12 ноября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Страхование грузов
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|